Тут поутру такая тишина,
Как будто только что закончилась война.
И мы выходим, двое из живых,
Качаясь от ранений ножевых.
Ты тянешься рукой к моей руке –
И я молчу на том же языке.
Мой ненаглядный, мой любимый враг,
Зачем всё так?..
Пролог фестиваля поэзии «Компрос» и эпилог фестиваля моды «Высокий сезон» сошлись 25 мая на одной площадке — в кафе «Дом культуры». Вообще-то у моды и поэзии не так много общего, и скрестить их на уровне зрелища совсем не просто. Один из организаторов фестиваля «Компрос», председатель Пермского отделения Союза российских писателей Павел Чечёткин нашёл случившемуся самое простое объяснение: дескать, поэты могут петь обо всём, но о красоте им хочется петь особенно. Ну, мода, красивые девушки, элегантность…
Поэты даже приоделись по такому случаю в яркие авторские костюмы Алексея Салахова, а поэтессы — в платья от Даниила Гогузева. Им шло. Девушки-поэтессы в нарядах Даниила выглядели несколько однообразно, но и стихи у них были на удивление похожие, как вещи из одной коллекции — «линия Веры Полозковой».
Не подумайте, что стихи нам не понравились, — понравились, и даже многие. Особенно хорошо получалось, когда поэты «читали рэп» — свои стихи на какой-нибудь убойный мотив.
Но главные события фестиваля «Компрос» ещё впереди, а вот «Высокий сезон» отстрелялся по всем статьям, поэтому говорить будем всё больше о нём.
Замечено, что фестиваль этот особенно удаётся раз в два года — вот прошлый был очень хорош. Видимо, у пермских дизайнеров хватает запала только на биеннале, чаще — никак. Организатор фестиваля Людмила Карнаухова говорит, что о формате биеннале стоит задуматься.
Людмила Карнаухова, художник-модельер, организатор фестиваля моды «Высокий сезон»:
— Задумалась о том, в каком ключе дальше будет продвигаться эта индустрия, что её ждёт в ближайшее время. Казалось бы, всё должно быть хорошо: у нас идёт импортозамещение, мы можем остаться без конкурентов, у нас есть возможности, и очень большие.
Но, с другой стороны, конкурс показал, что у дизайнеров, которые только начинают работать, есть очень большие проблемы, и эти проблемы они в одиночку преодолеть не могут, и уже без всяких лозунгов и призывов стало ясно, что надо объединяться. В одиночку дизайнеры выжимают из себя всё, и скоро уже выжать-то будет нечего. Их преследуют всё те же трудности — аренда, зарплата, вложения в коллекции. Это всё очень давит, и человек, который должен пестовать своё дарование, не терять состояние творчества, погружён в повседневную борьбу за элементарное выживание. А если мы ещё вспомним, что у нас совершенно разрушена система образования в этой области и многие просто не знают навыков правильной работы…
Первым шагом к объединению стала попытка собрать на фестивале все театры моды города в номинации «Дебют», и некоторые дебютировали очень интересно. Например, коллекция «Золотой компас» театра моды «Имидж-мастер» Нины Трениной: она и взяла первое место в своей номинации. Хорошо продуманные, цельные образы — девочки с серебром разрисованными лицами и впрямь напоминали Тильду Суинтон. Это был хороший минимализм, вещи отличались необычной отделкой, не вызывали ощущения идейного бардака, как во многих других коллекциях, которые очень хотелось почистить.
В общем и целом осталось странное ощущение, что до наших дизайнеров дошла главная мысль моды последних сезонов — какофония стилей, деконструкция, но дошла как-то неправильно, в форме когнитивного диссонанса. Разрушать творчески едва ли не труднее, чем создавать в пределах классической системы луков и стилей — до этого нужно ещё дорасти, а смешать кожу с шифоном и Баха с рок-н-роллом в произвольном порядке, сведя всё, в общем, к гламурному образу, — довольно странно.
Так же странно выглядела идея нарядить моделей в рококошные парики и платья в стиле 1970-х в одной из коллекций. Не складывается история, мысль дизайнерская не вырастает. Говорим же: политональные наложения — это вам не баран чихнул. Уметь надо.
Большая часть коллекций тяготела к гламуру, который скрещивали со всем чем ни попадя. То ли визажисты так сработали, то ли стилисты с дизайнерами — мы так и не поняли. Но остроты в том, что мы видели, явно не хватало, как и настоящих находок. Чистый гламур был в коллекции Алексея Салахова, известного автора вечерних нарядов, концертных и свадебных платьев с корсетами, и он смотрелся как-то даже утешительно для глаз. Модели выходили с томиками в руках — видимо, в честь единения двух фестивалей или намекая на своё аристократическое, тургеневское происхождение. Это была нарядная и торжественная красота в качественном исполнении. Как и в коллекции Татьяны Бауэр, сделанной с отменным качеством и явно «для клиента» — чтобы купили. Её и раскупили почти всю и почти сразу. В конкурсе она не участвовала, а выходила в поэтическом представлении, порадовав поэтов ясной женской красотой. Такую вроде и воспевают…
Ольга Величко тоже показывала коллекцию во время чтений, вне конкурсной программы, и как она была хороша! Никакого вам гламура, зато остро, необычно — правда, здорово. Ольга в последнее время удачно оторвалась от бохо-шика куда-то в сторону стимпанка. Эксцентричные вещи в самых непринуждённых сочетаниях, небрежные и чертовски соблазнительные.
Ещё одна номинация конкурса — «Завершённый образ». Тут победитель был один из двоих, а именно Ксения Чулакова с образом «Медный акцент» — рыжеволосая девушка со скрипкой из медной проволоки за спиной в отлично сшитом и собранном наряде.
В главной номинации — «Коллекция» — победила Венера Пынтикова, витавшая «В облаках». Романтический шифон, клубившийся над плечами моделей, сочетался с простыми, минималистскими силуэтами основы.
Итак, номинаций было три. Конкурс закончился. Победители известны.
В следующем году «Высокий сезон» должен получиться очень интересным. Так уж повелось — раз в два года.