Литературный фестиваль «Компрос»

Горит звезда. В окно струится ночь —
нет лучше для стиха инварианта.
Но, фабулу пытаясь превозмочь,
клубок из рук роняет Ариадна.

Пульс нитевиден. Голова болит.
Со всех сторон рассеяна Расея,
и звуков тупиковый лабиринт
теснится в горле пьяного Тесея.

Осиротел лирический плацдарм,
но боль в виске пульсирует не к месту —
всё это нужно, чтоб была звезда —
«Послушайте!..» И далее по тексту.

Литературный фестиваль

newsko.ru Мандельштам среди нас

Программный директор фестиваля «Компрос» поэт Павел Чечёткин, выступая на открытии и закрытии события, говорил о том, что фестиваль, хоть и проходит всего во второй раз, кажется вечным и непрерывным: во-первых, поэтические чтения «Биармия», ставшие отправной точкой фестиваля и плавно вошедшие в его современную программу, проводятся уже с 2010 года, а во-вторых, «Компрос» проходит в два этапа — летний и зимний. Летом на традиционном «Корабле поэтов» во время теплоходной прогулки по Каме проходит отборочный тур, зимой — заключительный.В этом году зимний этап «Компроса» оказался максимально насыщенным поэтическими событиями. На протяжении трёх дней их было около двух десятков: поэтические чтения и слэмы, творческие встречи, концерты, книжные презентации и питчинги, круглые столы, специальные события для детей и даже «Литературный трамвай», в котором можно было прокатиться от Перми II до Висима.

И буквально везде, с открытия до закрытия, — полный аншлаг! Организаторы — Павел Чечёткин и издатель Борис Эренбург — к такому успеху, кажется, не были готовы. Когда толпа молодёжи начала штурмом брать Дом актёра, где в день открытия фестиваля проходил концерт Анны Герасимовой, она же Умка, ответственные лица откровенно растерялись. Не растерялась сама бардесса: концерт начался не в зале, а прямо на лестнице, где Умка пела, сидя на подоконнике, для столпившихся на ступеньках зрителей, а потом всех — всех! — пригласила внутрь. Понятно, что в зале не осталось не только сидячих, но и стоячих мест, а уникальный концерт на подоконнике находчивые счастливцы записали на телефоны.

Ситуация рисковала повториться на закрытии «Компроса», когда толпа решительно отправилась на музыкально-поэтическую композицию «Щегол». К счастью, в Органном зале мест побольше, хватило всем желающим. Но свободных не было!

Фестивальная программа началась за неделю до поэтического уик-энда, 13 ноября, в Музее пермских древностей, где состоялось весьма забавное событие под названием «Красавицы и чудовища». Эренбург с Чечёткиным вообще мастера придумывать события небывалого формата, и на сей раз не подкачали с креативом. Семь прелестнейших пермских поэтесс читали свои стихи доисторическим скелетам, и диалог вполне выстроился.

В качестве ведущего, он же — «научный консультант», выступил кандидат биологических наук, преподаватель ПГНИУ Валерий Жук, который весьма украсил вечер своими остроумными рассказами о динозаврах и прочих ископаемых монстрах.

Валерий Жук, кандидат биологических наук, ведущий вечера «Красавицы и чудовища»:

— Я ничего в поэзии не понимаю, отношения к ней не имею и согласился на это от неожиданности. Музей пермских древностей — непонятное сооружение вне времени и пространства. Здесь много чего есть, но не хватает жизни. Её вдохнуть наука не может, приходится обращаться к магии — магии слова. И оказывается, что эти чудовища — не такие уж чудовища. У них было детство, их любили мама с папой. Палеонтология сродни любви — к обеим невозможно подготовиться!

Вечер удался и как познавательная экскурсия, и как разговор «о девичьем», потому что даже в общении с чудовищами красавицы говорили в основном всё о том же — о любви.

Основные события «Компроса» начались и закончились обращением к Осипу Мандельштаму. Фестиваль не был официально посвящён его 125-летию, но все поэтические разговоры так или иначе возвращались к этому событию. На пресс-конференции, посвящённой открытию «Компроса», самые, наверное, знаменитые строки юбиляра начал читать министр культуры Пермского края Игорь Гладнев — вспомнил «родную» актёрскую профессию. Зал подхватил: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» и даже кое-где подправил, поскольку министр первоисточник знал нетвёрдо. Получилось душевно.

На поэтических чтениях «Биармия» вообще, судя по всему, ждали Осипа Эмильевича во плоти, но он почему-то не явился.

Как обычно, поэтические чтения «Биармия», в которых приняли участие поэты из Екатеринбурга, Челябинска, Липецка, Воткинска, Ижевска, Соликамска, Москвы, Крыма и, само собой, Перми, стали ядром фестивальной программы. Ведущая — и по совместительству одна из участников — Юлия Балабанова предложила поэтам проделывать нехитрый ритуал: вращать светящийся глобус и называть место на земном шаре, куда зал благодаря поэзии магически переместится. «Поэты вращают Землю» — слоган, написанный на баннере фестиваля. Поэты либо предлагали остаться дома, на Урале, либо отправлялись в экзотические дали: то в Исландию, то на острова Тристан-да-Кунья, а Чечёткин предложил остров Пасхи, «потому что там всегда воскресенье».

Ещё один ритуал должен был подчеркнуть демократичность чтений: каждый поэт вытягивал из «распределительной шляпы» имя следующего чтеца, при этом Павел Чечёткин очень просил просто называть имя и фамилию и не рассыпаться в славословиях. Получилось в самом деле разнообразно и демократично: московского гостя Дмитрия Воденникова сменил свердловчанин Александр Вавилов, гуру уральской поэзии Виталий Кальпиди передал эстафету пермяку Алексею Евстратову. Однажды «распределительная шляпа» выдала записочку с именем «Осип Мандельштам», и все растерялись, в том числе Юлия Балабанова, которая явно была не подготовлена к этому. Чья это шутка, и шутка ли — так и осталось неизвестным.

Возможно, это было ненавязчивое напоминание о заключительном концерте фестиваля — музыкально-поэтической композиции «Щегол», поставленной режиссёром Дмитрием Заболотских на стихи Мандельштама и уральских поэтов. На прошлогоднем, первом «Компросе» подобный поэтический спектакль тоже был, но не столь яркий. Здесь же мастерски подобранные стихи были профессионально, без лишнего пафоса, с деликатной, ненавязчивой режиссурой прочитаны прекрасными актёрами, собранными из разных театров Перми. В подборе стихов сложно было уловить сюжетную линию, но смыслы очевидно вращались вокруг Урала, возвращаясь к нему снова и снова.

Особой «фишкой» спектакля стала музыкальная составляющая. Пермские меломаны уже знакомы с органистом-виртуозом из Белгорода Тимуром Халиуллиным, и наверняка часть зрителей шла «на него». Он играет так, будто пользуется не органом, а собственным органом — например, голосовыми связками, а музыка — его собственный голос. Даже завсегдатаям Органного зала вряд ли когда-то ещё доводилось встречать столь свободное, буквально на «ты», общение музыканта с «королём инструментов».

Тимур не подвёл: импровизировал, играл джаз — классический и авторский, в качестве особого эксцентричного номера сыграл полноценное музыкальное произведение только педалями — руки, свободные от «работы», использовал для того, чтобы прихлопывать в такт и играть на бонгах.

И стихи Тимур тоже читал — немного, но вполне достойно!

Компанию виртуозу составили пермские музыканты — блестящий саксофонист Сергей Шеин и ударник Сергей Иванов.

Массовый восторг в зале — таков был финал «Компроса». Затея удалась… Жаль только, что некоторые события шли одновременно, и публика, выбирая между концертом Умки и «овальным столом» о литературной критике, выбрала, само собой, первое. Поэтому «Новый компаньон» постарается в ближайших номерах рассказать о том, что же происходило на «овальном столе», где свои мнения высказывали поэты, писатели, издатели и филологи.

Источник: http://www.newsko.ru/articles/nk-2862309.html