Литературный фестиваль «Компрос»

Тут поутру такая тишина,
Как будто только что закончилась война.
И мы выходим, двое из живых,
Качаясь от ранений ножевых.
Ты тянешься рукой к моей руке –
И я молчу на том же языке.
Мой ненаглядный, мой любимый враг,
Зачем всё так?..

Литературный фестиваль

НеСекретно: Поэтический фестиваль «Компрос» расправил «Крылья» под «ГУЛ» уральских поэтов

Он начался в пятницу, 21 ноября, с выступлений поэтов в Доме актера и завершился воскресенье, 23 числа, поэтико-музыкальным спектаклем «Крылья» в Органном зале.

Поэтический фестиваль «Компрос» — это открытая творческая и дискуссионная площадка для всех тех, кто увлечен поэтическим словом, считают организаторы. «Компрос» — это череда событий разных форматов: поэтические чтения и флеш-мобы, встречи с поэтами и презентации новых книг и альманахов, «круглые столы» и кинопрограммы, наконец, «Компрос» — это концерт рок-группы «Бахыт-Компот» и полет надувных шаров с написанными на них стихами Михаила Лермонтова.

— Один из самых знаковых топонимов Перми «Компрос» был выбран не случайно: Комсомольских проспектов много в разных городах, а Компрос в Перми – один. Он бессонной артерией пронизывает наш город, объединяя эпохи и поколения. Мы хотим сделать главную улицу мифом, из « башни смерти», например, сделать «башню жизни», — сказал одни из организаторов «Компроса» поэт Павел Чечеткин.

Солидарен с ним и другой организатор, издатель Борис Эренбург:

— Пермский Бродвей – пристанище праздных поэтов, влюбленных парочек, шумных компаний с гитарами, убеленных сединами интеллигентов. Компрос – герой стихов, повестей и песен. Он для каждого свой и каждому знаком. Вот поэтому мы и назвали наш фестиваль «Компросом». Ну и «Компрос» — это просто праздник, яркий и зрелищный, увлекающий и вовлекающий в его атмосферу новых зрителей, любителей поэзии. Таким и должен быть поэтический фестиваль. Это фестиваль на стыке всех искусств.

Например, для писателя Леонида Юзефовича, Компрос связан с двумя «точками силы»: школой № 9, где он когда-то преподавал историю, и стефановским училищем, описанным им в романе «Казароза».

Для писателя и поэта Юрия Асланьяна, Компрос — это место, которое приближает людей друг к другу.

Для другого поэта, молодого Евгения Гусева, Компрос — это место, «где стихи надо читать интересно, да так, что девочки будут вскакивать со стульев, а мальчики выбегать из зала».

На наш же взгляд, ценность «Компроса» в том, что в его рамках была представлена антология уральской поэзии, названная ее составителем челябинским поэтом Виталием Кальпиди как «ГУЛ: галерея уральской литературы». Подобного поэтического «архива» в провинции не делал никто и никогда. Праздник был, и нет его: артисты разъедутся по своим городам и весям, фейерверки и полеты шаров навсегда забудутся. А вот книги останутся.

Поэт Виталий Кальпиди:

— Наша жизнь, помимо того в высшей степени идиотизма, который происходит в наших столицах от Кремля до Центробанка, имеет свою ценность. Кто не знает, что такое уральская поэтическая школа, тот находится в состоянии дикого невежества.

Так вот, «ГУЛ» — это совместный проект Виталия Кальпиди и издателя Марины Волковой, задуманный ими в 2014 году (тираж каждого сборника, включая альманахи, – 200 экземпляров). Задачи «ГУЛа» — создание реального поэтического кластера. Это осознание того, что поэзия существует вообще, а уральская – в частности, что поэзию надо читать, а книги – покупать.

В «ГУЛе» собраны самые важные стихи 30 лучших поэтов Урала за последние 30 лет. Это единственная в своем роде демонстрация самодостаточности региональной литературы. Это – «лавина звуков, породивших иную речь, которая, в свою очередь, не может не породить иную жизнь».

Среди пермских поэтов, представленных в «ГУЛе», — Владислав Дрожащих, Антон Бахарев-Черненок. Среди других – сам Виталий Кальпиди и даже нынешний мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман.

«Компрос» является как бы продолжением другого, канувшего в Лету, фестиваля «СловоNova», который, по словам Бориса Эренбурга, пробудил в Перми интерес к поэзии.

Борис Эренбург:

— В Перми появилось новое поэтическое движение. Мы хотим, чтобы «Компрос» был доступен всем, как карнавал. Многие хотят читать поэзию, и мы им в этом помогаем.

Виталий Кальпиди:

— «Компрос» — не демонстрация достижений, это скучно и неинтересно. «Компрос» — это возможность предложить что-то неопределяемое. Здесь все идет от нуля.

Из недостатков, точнее, из недоработок, мы отметим два. Это концерт московской рок-группы «Бахыт-Компот». Можно по-разному относиться к творчеству ее лидера Вадима Степанцова: кому-то его группа с малопонятным панковым названием нравится, кто-то не воспринимает ее вовсе. Но несомненно одно: выступление ее можно было бы назвать «в тему», если бы это был не поэтический фестиваль, а, скажем, «Рок-Лайн» или «Движение». Дело в том, что тексты «Компота» хоть и актуальные, написанные «на злобу дня» («Почему умирают бомжи? Потому, что живут не по лжи…», «Пьяная, помятая, пионервожатая…» или песня про учащуюся ПТУ, спетая на мотив битловской Yеsterday, и так далее), но это — не высокая поэзия. К тому же, отвратительная акустика клуба «М 5» не лезла ни в какие ворота: слов было практически не разобрать.

Второй момент. В программе фестиваля значилось и такое мероприятие, как «поэтический слэм» в баре «Гвоздь». Не думаем, что большинство наших читателей знает, что обозначает это заморское слово. Если фестиваль заявлен как демонстрация высокой русской поэзии, именно русской поэзии, а не какой иной, как возвеличивание русского языка, великого и могучего, то и мероприятия, будьте любезны, называть по-русски. Так вот, слово «слэм» означает не что иное как «драку поэтов» или, если угодно, «состязание рыцарей во времена крестоносцев». Только вот как будут соревноваться поэты — кто быстрее прочитает свой стих или больше стихов прочитает вообще – никто из организаторов вразумительного ответа дать не смог.

Евгений Гусев:

— Зрители клюют на поэтов-хулиганов.

И все. Коротко, но совсем непонятно.

Но как бы то ни было, первый поэтический фестиваль состоялся. Он нашел своих приверженцев: зрителей и авторов. В отличие от «СловоNova», как мы уже сказали, в нем были представлены только уральские поэты, а не новомодные столичные и зубугорные виршеплеты. Здесь слышится что-то родное и близкое, как в песнях ямщика.

http://www.nesekretno.ru/photo/26227/Poaticeskii_festival_Kompros_raspravil_Kril_y_pod_GUL_ural_s