Тут поутру такая тишина,
Как будто только что закончилась война.
И мы выходим, двое из живых,
Качаясь от ранений ножевых.
Ты тянешься рукой к моей руке –
И я молчу на том же языке.
Мой ненаглядный, мой любимый враг,
Зачем всё так?..
Литературной Меккой для многих начинающих и уже состоявшихся поэтов стала Пермь: вот уже в пятый раз в нашем городе прошел фестиваль «Компрос». Современные «тютчевы и байроны» из столицы Западного Урала, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Тюмени и других городов могли не только встретиться со своими читателями, но и пообщаться с издателями – в этом «фишка» нынешнего мероприятия. Гвоздем программы фестиваля стал поэтический марафон «Биармия», не обошлось и без модного нынче поэтического слэма.
И стар, и млад дать рифму рад
Режиссер Дмитрий Касимов представил пермской публике спектакль о литературной тусовке 80-х годов прошлого века под названием «Аутсайдеры». Как отметил организатор фестиваля Борис Эренбург, камерный театр Касимова действует при Музее писателей Урала.
Такая музейная институция является предметом зависти пермяков, но зато у нас есть крупный поэтический фестиваль, чего нет в Екатеринбурге, отметил Эренбург. Сам же спектакль «Аутсайдеры» был насыщен именно таким литературно-музейным контентом: на сцене Дома актера были размещены афиши литвечеров Владислава Дрожащих, Виталия Кальпиди и прочих громких персонажей богемной тусовки той поры. Звучали рок-баллады от участников популярного тогда свердловского рок-клуба, стихи модных в те годы метаметафористов, столичных гостей уральских поэтических посиделок Алексея Парщикова и Александра Ерёменко, ставших нынче классиками российской поэзии, а также цитаты из книги пермского филолога и мемуариста Анны Сидякиной «Маргиналы».
Словом, пермяки смогли окунуться с головой в ту эпоху всеобщего застоя, провинциального аутсайдерства и кухонного свободомыслия. Для юных авторов это был увлекательный экскурс в литературную среду брежневской поры, а для аксакалов от культуры – своего рода поминки по бурной творческой молодости.
Драматургия – тонкая стихия
Также немаловажно, что формат «Компроса» расширился: в этом году праздник принял не только поэтов, но и прозаиков, то есть из сугубо поэтического сабантуя стал литературным шоу. В частности, в нем участвовал московский прозаик и драматург Сергей Четверухин. В Перми Сергей прославился как теле- и радио-ведущий программ о музыке, многие помнят его и как фронт-мена рок-группы «Абрам Пятница». Теперь же земляк выступил сценаристом нашумевшего блокбастера «Тренер», а ранее успел выпустить несколько романов, в том числе о жизни пермской культурной тусовки, поэтах, музыкантах и художниках, создававших свои «тленки» и «нетленки» в конце прошлого века.
Как рассказал «Звезде» Сергей Четверухин, прочитавший в Перми лекцию о секретах кинодраматургии, сейчас он занят производством веб-сериала под рабочим названием «Фаст-фуд». Речь в картине пойдет о девушках в современном мегаполисе, о проблемах молодежи, когда безграничные коммуникации в виртуальном мире наталкиваются на препоны в реальности.
Съемки веб-сериала пройдут в Санкт-Петербурге и Перми, поделился планами специальный гость фестиваля «Компрос». Также Четверухин провел в Перми кастинг среди девчат, так что вполне вероятно, что славу «реальных пацанов» разделит и так называемый слабый пол.
Классики за спиной
В чтениях «Биармия», которые организаторы считают одним из ключевых пунктов программы «Компроса», участвовали поэты из Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Ижевска и других городов России. Нашлось место и философской лирике, и интимным переживаниям, и стихам, выдержанным в ритме почему-то так модного нынче (необъяснимый культурный феномен) рэпа.
Не обошлось и без визуальных трюков. На сценическом экране быстро мелькали физиономии прославленных пиитов, а когда их коллега из настоящего начинал исполнять свои вирши, фотокалейдоскоп замирал, и фоном чтецу был портрет того или иного классика, что по замыслу организаторов должно было нести некий символический смысл. Так, поэтесса Ольга Роленгоф выступила «в паре» с Владимиром Высоцким, а тирады Юрия Асланьяна сопровождал молчаливый лик Максимилиана Волошина.
Особенно же ярким было выступление пермяка Анатолия Субботина, образно переосмыслившего понятие «аллергия», когда на каждое слово – «апчхи!», а также подвергшего резкому остракизму социальное зло стукачества. Напомним молодым читателям «Звезды», что в советские времена доносы строчили не только на кулаков (зажиточных крестьян) и «японских шпионов», но и на поэтов. Хотелось бы, чтобы такому «жанру» больше не нашлось места в российской словесности.
Поэтическая молодежь также «клубилась» в одном из центральных городских баров, где прошел «Баттл городов». За право выступить на всероссийском слэме боролись команды Санкт-Петербурга, Перми, Екатеринбурга и Тюмени. Ура! Пальма первенства досталась нашим землякам. В составе пермской команды блистали Антон Бахарев, Михаил Куимов и Дарья Ширманова.
Под занавес фестиваля состоялся концерт московской группы Cyber Piper. Шоу называлось «Рождение трагедии из духа музыки». Впрочем, никто тут слезы не лил. Музыкальной доминантой здесь была партия волынки.
Отметим, что нынешнее действо – это осенняя часть «Компроса». Летом сочинители виршей также не отлынивают от публичной читки – выступают на «Корабле поэтов» на Каме.